«Нотариат в помощь бизнесу» - таково название сессии, которую организовали в рамках Казанского юрфорума Федеральная нотариальная палата (ФНА) совместно с Нотариальной палатой Татарстана. Их представители рассказали о задачах, которые стало возможно решить с помощью нотариуса, и ответили на практические вопросы клиентов. Может ли нотариус зафиксировать трещину в здании, которая образовалась в результате работ неподалеку? Как правильно оформить опцион долей ООО, если их владелец - кипрская фирма? Что ждет должника, если кредитор, взыскивающий деньги по исполнительной надписи, представил нотариусу неверный расчет долга?
Одна из новых возможностей, которые появились в конце 2015 года – оформить опцион на доли в обществе с ограниченной ответственностью, то есть поставить переход доли в зависимость от определенных обстоятельств. Это можно сделать с помощью нотариуса. Как рассказал начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин, этот инструмент позволяет решать задачи, ранее невозможные по российскому праву. Например, учредители, которые хотят стимулировать директора зарабатывать деньги в бизнесе, могут передать ему 5%-ную долю участия, но только на то время, когда он возглавляет компанию. Переход доли можно поставить в зависимость и от других обстоятельств – например, достижение определенного уровня доходов, поделился Сагин. Если наступило то самое условие – нотариус извещает налоговую службу самостоятельно (бизнес не несет дополнительных расходов).
Кроме того, Сагин рассказал про упрощенный порядок взыскания долгов по договорам, которые удостоверены у нотариуса. В случае неисполнения обязательств нотариус устанавливает этот факт и совершает исполнительную надпись. Она поможет получить долг через приставов или банк, где у должника открыт счет. Один из слушателей поинтересовался, что будет, если договор удостоверен нотариально, но расчет кредитора о его размере неверный (кредитор ошибся или попросту обманул нотариуса). Тогда возникает спор о праве, пояснил Сагин. «Но вся соль в том, что бремя доказывания переходит на должника – ему надо показать, что он выполнил обязательство, - подчеркнул представитель ФНА. – А в обычных условиях кредитор должен биться за долг». По его словам, нотариус не совершит исполнительную надпись, только если должник представил документы об оплате долга или обратился в суд (а не просто возражает).
После того, как выступающие прочитали свои доклады, они ответили на животрепещущие вопросы со стороны клиентов нотариусов.
- Опционные договора нередко заключаются не по российскому праву, например, когда собственник долей – кипрская компания, - обратился к спикерам один из посетителей. – Как нотариус будет устанавливать, что наступили условия для перехода доли?
- Мы рекомендуем сторонам подробнее описывать условия сделки, - ответил Сагин. – Например, можно предусмотреть, что акцептант приносит какую-нибудь справку.
- Мне кажется, нотариус скорее откажется от такой сделки, - засомневался его собеседник. - Надо проверять документ, составленный на Кипре, хорошо разбираться в правилах иностранных юрисдикций.
- Нотариус несет ответственность за несовершение нотариальных действий тоже, - обратил внимание Сагин. – Он должен вам объяснить такой отказ.
Другой посетитель поинтересовался о последствиях ситуации, когда залогодержатель долей получил исполнительную надпись нотариуса, но не перерегистрировал актив на себя. Чтобы это сделать, у него есть два года, напомнил Сагин. Залогодержатель, конечно, не обязан ее регистрировать, но это в его интересах, если он хочет обратиться в банк или к приставам, или подтвердить свой статус залогового кредитора в банкротстве, перечислил начальник юридического управления Федеральной нотариальной палаты.
Затем речь пошла об обеспечении доказательств для суда. Член комиссии по методическому обеспечению деятельности нотариусов Татарстана Кирилл Гришин рассказал о том, как нотариусы заверяют переписку по имейлам или мессенджерам. Они следуют «принципу обезьяны»: что вижу, то и описываю, но не даю оценки увиденному. Также Гришин напомнил, что нотариус не будет нести ответственности за огрехи заявителя. Например, если тот принес документ, составляющий коммерческую тайну (нотариус сам не может об этом узнать). Впрочем, даже в этом случае волноваться не о чем – дальше нотариуса эта информация не пойдет, успокоил Гришин. Другая ситуация, в которой нотариус не виноват - когда заявитель дал контакты оппонента, которые не позволяют надлежащим образом уведомить его, например, об осмотре доказательств. В целом, сказал Гришин, нотариус может осмотреть очень многие объекты – например, подтвердить, что в нежилом здании не ведется систематическая коммерческая деятельность.
- Трещину в здании можете зафиксировать? – поинтересовалась у Гришина посетительница форума. - Рядом строительство неправильно идет.
- Я вам все, что угодно, зафиксирую, - пообещал Гришин под смех аудитории. - Вопрос в другом. Надо подумать, что включить в протокол, чтобы доказательство устояло в суде.
Автор: Евгения Ефименко