Мотивировать своего сотрудника на успешную работу – далеко не самый простой труд. О том, как добиваться от юристов сверхподвигов и сверхлояльности, умело сочетая кнут и пряник, поговорили известные инхаусы, управляющие партнеры юридических фирм и хедхантеры. Эксперты дали свои советы о том, как правильно стимулировать молодое поколение.
Модератор дискуссии, Игорь Браиловский, бизнес-консультант, тренер, в самом начале обсуждения отметил, что правильно мотивировать юристов – это достаточно сложная задача. Поэтому участники беседы сразу стали делиться своими секретами о том, как правильно вдохновлять своих подчиненных. Наталия Окунева, директор юридического департамента АО «ЮниКредит Банк», отметила, что для эффективного построения команды в большом департаменте надо структурировать работу сотрудникам по сферам услуг или каким-то иным критериям. Она пояснила, что конкретная сделка должна вестись определенными юристами, чтобы с вопросами по этой задаче коллеги не отвлекали других специалистов в области права. Надо исключать повторы одних и тех же задач для юристов, пояснила Окунева. В маленьких компаниях, по ее словам, ситуация иная: там юрист должен обладать более широким профилем в рамках компетенций своей фирмы.
В вопросе мотивации юриста важно, чтобы специалист сам нашел себе место по душе, сказала докладчик: «Человек с радостью должен идти на работу». А дополнительно стимулировать его можно по-разному: комфортными условиями труда, медстраховкой, оплачиваемыми обедами. Среди нематериальных стимулов Окунева отметила обучающие программы, тренинги по стрессоустойчивости и участие в профессиональных мероприятиях. И конечно, важно иметь командный дух, подчеркнула она: «Мы не должны быть разрозненными группами. Коллегам стоит вместе отмечать праздники или те же дни рождения друг друга».
Но то, что является стимулом для одних сотрудников, может совсем не вдохновлять других. Руслан Ибрагимов, член Правления, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, «МТС», рассказал, что же ценно для поколения Y. Он сразу сказала, что в их компании очень низкий отток кадров. А молодежи, по его словам, интересно расти вместе с рынком: «Все хотят работать в фирме – лидере своей отрасли. Имидж бренда влияет на выбор». В МТС существует сразу несколько программ нематериальной мотивации работников: от научного клуба до систем признания достижений юристов. В частности, есть различные номинации: «боец года» или даже «лучший автор публикации в СМИ». Роман Рогалёв, заместитель генерального директора по юридическим вопросам АО «Руст Россия», продолжил тему коллеги, пояснив, что подобное признание не должно это делаться для галочки: «Нужна справедливая оценка, поэтому мы всегда объясняем, почему и за что конкретный работник получает ту или иную награду». Екатерина Лобачева, директор по правовой поддержке бизнеса, X5 Retail Group, добавила, что и в их компании тоже всегда объясняют сотрудникам, почему человек получил определенную оценку: «Мы стараемся рассказать, как все это выражалось в его работе».
Пер Магнуссон, старший партнер, сооснователь международной юридической фирмы Magnusson (Стокгольм, Швеция), сделал вывод, что всех молодых юристов объединяет желание справляться с серьезными вызовами, которые они получают. Им в то же время важно понимать, что старшие коллеги верят в юных работников, их успехи и готовы поддержать начинающих. Молодым специалистам важно, чтобы у них была возможность успешно совмещать работу с личной жизнью и путешествиями, добавил он. Своего рода резюме обсуждаемой теме подвел Дмитрий Дякин, партнер, соруководитель судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По его словам, для юристов есть три главные мотивации: профессиональный интерес, команда и деньги. И важно вырастить команду-лидера, а не команду отдельных звезд, посоветовал он.
Автор: Алексей Малаховский