Зампред Внешэкономбанка: "Юрконсультанты снимают множество проблем управления международным спором"

Заместитель председателя Внешэкономбанка и член его правления, Светлана Ячевская рассказала "Право.ru", почему сложно недооценить роль Казанского форума для юрсообщества РФ и раскрыла нам основные наиболее яркие особенности управления международными спорами. 

Чего вы ждёте от форума?

Международный юридический форум это, в первую очередь, место для живого общения, обмена мнениями и дискуссий с коллегами, работающими в России и за рубежом.

Деловая программа «Kazan Legal 2017» содержит значительное количество актуальных вопросов правоприменения и юридической практики. Так что, думаю, будет много интересной информации о соответствующих современных тенденциях, а также взгляд на них из-за рубежа, учитывая, что в работе панелей примут участие иностранные специалисты.

Какова роль этого мероприятия для юрсообщества в РФ, на ваш взгляд?

Роль форума сложно недооценить, когда на одной площадке собирается и ведет диалог такое количество отечественных и зарубежных специалистов в области права из числа представителей государства, бизнеса и научного сообщества.

Подобные мероприятия проводятся не так часто и каждое из них имеет большое значение для юридического сообщества. Поскольку обмен новостями о тенденциях и новациях, а также широкие дискуссии по актуальной проблематике всегда положительно влияют на совершенствование законодательства и практики правоприменения.  

На какие секции собираетесь пойти кроме своей?

Вы знаете, мне хорошо знакома тема инвестиционного арбитража («Инвестиционный арбитраж: дополнительные возможности в защите инвестиций»), поэтому было бы интересно послушать мнение коллег о том, что на сегодняшний день происходит в этой сфере. И какие нас ждут изменения в подходах к рассмотрению таких дел, с учетом недавних всем известных арбитражных решений.

Также на себя обращают внимание секции, посвященные цифровой экономике («Законодательное регулирование цифровой экономики»), инвестиционному арбитражу («Инвестиционный арбитраж: дополнительные возможности в защите инвестиций») и «Исполнение судебных решений или Show Me the Money».

Учитывая, что в форуме принимают участие представители бизнес-сообщества, думаю, будет полезным послушать об их опыте.

Вы будете обсуждать проблемы управления международными спорами. Какие основные 5 проблем вы можете выделить?

Позвольте, я назову Вам несколько особенностей или аспектов, связанных с урегулированием международных споров, поскольку является ли какой-то из них проблемой можно понять только исходя из контекста самого международного спора.

Если мы говорим об управлении международным спором от лица государства, в этом случае очень важен выбор юридических консультантов с достаточной квалификацией и возможностями, а также уровнем доверия к ним. К их числу относятся как российские, так и иностранные компании и специалисты. С отобранным или определённым юридическим консультантом заключается государственный контракт и он является ответственным за представление и защиту интересов страны.  При этом в случае необходимости им могут привлекаться контрагенты и специалисты по иностранному законодательству из числа зарубежных компаний и юристов. В некоторых случаях именно в этом и бывает сложность, поскольку проверка компетентности и порядочности таких контрагентов силами самих государственных органов может быть весьма затруднительной для них.

Кроме того, представление интересов публично-правового образования, так или иначе, связано с бюджетным процессом. А в нем предусмотрены свои процедуры и сроки, поэтому в случае необходимости принятия непредвиденных решений, требующих срочных финансовых действий, их реализация может быть сопряжена с определёнными временными задержками. В этой связи, к примеру, у привлеченных консультантов на определённых этапах могут возникать финансовые риски превышения цены заключенного государственного контракта.

Рассматривая непосредственно вопросы выработки правовой позиции, а также  представления и защиты интересов РФ в переговорных процессах и арбитражных разбирательствах, можно отметить, что основную роль в них играют предложения и рекомендации привлекаемых юридических консультантов. Не каждый государственный орган обладает достаточными ресурсами, чтобы подготовить позицию или выстроить линию представления интересов страны. Но любое из ведомств в пределах компетенции может заключить госконтракт и привлечь юрконсультанта, чтобы им были разработаны понятные, объективные и достоверные материалы, меморандумы, проекты писем или другие документы, позволяющие понимать и контролировать ход международного спора. Таким образом, своевременно подготовленные и проработанные предложения компетентных юридических консультантов снимают множество возможных проблем управления международным спором.

Насколько тяжело российским юристам вести подобные дела? Какие качества и навыки нужны для этого?

Думаю, на этот вопрос лучше всего ответят сами юристы, поскольку представлять и защищать интересы государства, а соответственно интересы всех его граждан в иностранных арбитражах это особое направление юридической работы.

И последний вопрос. Вы заняли должность зампреда Внешэкономбанка в мае 2017 года. Какие задачи стоят перед вами в новой должности? Какие перспективы вы видите?

В новой должности я выделяю несколько приоритетных задач. Своей стратегической задачей я вижу качественное развитие агентской функции и внедрение новых компетенций. Агентская функция, а именно полномочия, переданные Правительством России Внешэкономбанку, очень разнообразны. Это управление государственным внешним долгом и государственными внешними финансовыми активами России, предоставление государственных гарантий и работа с задолженностью перед бюджетом РФ, в том числе ее взыскание.

Первые месяцы работы я начала с анализа и оптимизации действующих бизнес-процессов, создала более гибкую и горизонтальную организационную структуру. Это позволяет более оперативно и успешно решать задачи, которые ставит передо мной Правительство РФ и Минфин России. А это самое главное для меня как агента. Внедрение новых бизнес-процессов невозможно без использования современных методов управления и использования новейших IT-решений и технологий, поэтому сейчас я провожу большую работу по инвентаризации существующих программных продуктов. Уверена, что такая стратегия позволит повысить прозрачность и добиться баланса интересов и синергии во взаимоотношениях государства и бизнеса.

Если коснуться тактических задач, то это, во-первых, сфера межгосударственных долговых обязательств. Внешэкономбанк - это ключевое звено системы управления государственным внешним долгом и государственными внешними финансовыми активами Российской Федерации, которое исполняет в ней одновременно функции Back- и в значительной степени Middle-office. Это полный комплекс мероприятий и операций по учетно-расчетному и информационно-аналитическому сопровождению деятельности Правительства России в указанной сфере.

Приоритетом агентской деятельности Внешэкономбанка является обеспечение своевременного проведения всех платежей по погашению и обслуживанию российских суверенных долговых обязательств за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Другая важная задача – это работа Банка как методологического центра в сфере суверенных долговых обязательств. Результаты этой деятельности способствуют полноценному представительству Российской Федерации в международных финансовых организациях (МВФ, Мировой банк, ОЭСР) и Парижском клубе кредиторов.

Во-вторых, передо мной стоит задача трансформации агентской функции по предоставлению государственных гарантий с целю сделать ее более открытой и понятной, учитывающей интересы как государства, так и бизнеса. Мы упростим порядок взаимодействия с Внешэкономбанком, используя онлайн платформу, которая позволит заявителям подавать документы в электронном виде через личный кабинет, отслеживать статус рассмотрения их комплектов документов, не ждать официальных писем. Я понимаю, что это потребует изменения нормативно-правовую базы, однако таким образом мы сократим издержки и Внешэкономбанка, и заявителей.

И в-третьих, в части урегулирования задолженности перед федеральным бюджетом я выделяю такие пункты, как актуализация портфеля задолженности перед федеральным бюджетом, разработка комплекса мер по обеспечению надлежащего исполнения должниками своих обязательств перед федеральным бюджетом и совершенствование правовых механизмов урегулирования (погашения) указанной задолженности и расширение полномочий Внешэкономбанка, как агента Правительства России в рамках дел о несостоятельности наших должников. В результате актуализации пула обязательств перед федеральным бюджетом качество активов Российской Федерации повысится за счет сокращения сумм дебиторской задолженности. Кроме того, решение указанных задач позволит создать дополнительные правовые стимулы для погашения должниками задолженности перед федеральным бюджетом в добровольном порядке и повысить платежную дисциплину.

А решать поставленные задачи нам помогут корпоративные ценности ВЭБа: атмосфера здоровой конкуренции в коллективе, командный дух и лидерство.